Главная / Образование / Школа / Отличники в школе могут расслабиться: будущее принадлежит не им

Отличники в школе могут расслабиться: будущее принадлежит не им

Психологические исследования одаренных детей показывают: одного таланта недостаточно, чтобы стать знаменитым. К врожденному высокому IQ придется приложить такую же высокую работоспособность и умение не сдаваться. Отличники, которым все дается легко, уже не так востребованы на рынке труда — им на смену приходят люди с «железной хваткой». Что это такое?

Предсказать, кто добьется успеха: тест на железную хватку

Психолог Анджела Дакворт исследует гениальность. Она заведует научной лабораторией в Пенсильванском университете (США). Работая учителем математики в старших классах, Дакворт заметила, что самые сообразительные ученики не всегда показывают лучшие для себя результаты и не всегда становятся отличниками в школе.

Она решила разобраться в феномене успеха. Убежденная, что решающую роль играют прилежание и привычка много работать, Дакворт разработала простую шкалу из 21 пункта для измерения железной хватки, которую исследовательница определяет как сочетание энтузиазма и выносливости для достижения долгосрочных целей.

Ее тест на практике доказал высокую эффективность, предсказав, кто из учащихся вырвется вперед. Например, в Американской военной академии шкала Дакворт оказалась точнее, чем тщательные расчеты преподавателей этого элитного учебного заведения: тест заранее показал, кто из новичков-курсантов справится с изматывающей летней программой тренировок, а кто, скорее всего, нет.

Для победы в детском национальном конкурсе на лучшее правописание железная хватка также оказалась решающим фактором: ее продемонстрировали все маленькие участники, набравшие наибольший балл. В крупных корпорациях Дакворт и ее команда использовали шкалу железной хватки, чтобы заранее выявить лучших «продажников», которые сумеют заработать больше всего денег, и худших, которых вскоре уволят.

«Во всех этих очень разных ситуациях залогом успеха служила одна характерная черта, — замечает Дакворт. — Речь не о развитых социальных навыках, приятной внешности, физическом здоровье или интеллектуальных способностях. Гораздо важнее железная хватка».

По сути, утверждает эксперт, зачастую возникает обратная зависимость между высоким IQ и железной хваткой. Обладатели высокого IQ привыкли, что желаемое достается им легко, поэтому, столкнувшись с очень трудной задачей, обычно сдаются быстрее, чем те, у кого показатели IQ ниже. Возможно, причина в том, что те из нас, кто не может похвастаться врожденным интеллектом, развивают у себя «железный» подход к решению проблем, чтобы компенсировать его нехватку.

Дакворт также обнаружила, что железная хватка сочетается с готовностью к длительной борьбе, умением упорно следовать цели в течение нескольких лет и в конце концов достигать ее. «Тот, кто проявляет железную хватку, воспринимает этот процесс как марафон», — говорит Дакворт. Такие люди не склонны часто менять область деятельности, предпочитая сосредоточиться на единственной цели. Кроме того, они не ждут одобрения от окружающих, чтобы сохранить мотивацию и заставить себя двигаться быстрее.

Хорошие оценки больше не гарантируют престижную работу

Не каждому историческому деятелю удалось закончить даже начальную школу — вспомним Бенджамина Франклина или Чарльза Диккенса. Мать Томаса Эдисона перевела его на домашнее обучение после того, как учитель в школе заявил, что мальчик, которому суждено было стать одним из самых плодовитых и гениальных изобретателей в мире, «слаб мозгами».

Ринго Старр и Элтон Джон завоевали статус суперзвезд мировой эстрады, несмотря на то что плохо учились и так и не закончили школу. Будущий прославленный барабанщик The Beatles к тому же не отличался крепким здоровьем — он провел в больницах три года своего детства и, по слухам, едва умел читать, когда ушел из школы в 15 лет.

Теоретик бизнеса Томас Стэнли, автор нашумевшего бестселлера «Как устроен разум миллионера» (The Millionaire Mind), опросил для своей книги более 1000 миллионеров. Автор обнаружил, что по показателям школьной успеваемости все они едва превосходили средний уровень — учились чуть лучше, чем сверстники, но явно недостаточно хорошо, чтобы попасть в Гарвард, Стэнфорд или большинство других престижных высших учебных заведений.

Даже влиятельные технологические компании, такие как Google, осознали, что нужно пересмотреть подход к подбору кадров в том, что касается определения потенциала будущего сотрудника.

«Известно, что раньше Google требовал от кандидатов на место в компании предоставить максимум сведений об успеваемости в школе и вузе, но больше мы этого не делаем, разве что речь идет о недавних выпускниках, пару лет назад окончивших учебное заведение. Опыт показывает, что эти сведения ни о чем не говорят, — рассказал Ласло Бок, старший вице-президент Google по кадровым вопросам, в интервью газете New York Times. — Самое интересное, — продолжает он, — что количество сотрудников вообще без высшего образования в Google со временем также возросло».

Бок объясняет это тем, что выпускники вузов, особенно недавние, хорошо изучили, какие ответы хотят слышать от них профессора, и выдают их «под копирку». Но в Google нужны люди, которые умеют «разбираться и находить решение там, где не бывает очевидных ответов».

Новшества в Google отражают общую смену направления в процессе найма. Дин Стамулис, эксперт кадровой компании, которая занимается подбором руководителей высшего звена, говорит: «Акцент при найме на руководящие должности всегда делался на интеллект. Однако сегодня, на мой взгляд, задача усложнилась — нужны кандидаты, демонстрирующие „результативный интеллект“ — особую смекалку, которая помогает находить выход в самых разных ситуациях».

По мнению Стамулиса, результативный интеллект очень близок к железной хватке. Это ярко выраженная способность не сдаваться под давлением, «подниматься, потерпев поражение, и не быть нытиком. Настоящие лидеры отказываются считать себя жертвами действий других людей, не перекладывают вину и не ищут оправданий. Часто им свойственно инстинктивное желание двигаться вперед во что бы то ни стало».

Талантливые дети — не всегда великие взрослые

В отличие от работодателей, которым понадобились годы, чтобы изменить взгляд на подбор персонала, наука уже достаточно давно ищет ответ на вопрос, может ли природный ум быть мерилом успеха в жизни. Интереснейшее исследование о феномене таланта принадлежит американскому психологу Льюису Термену, одному из разработчиков стандартного теста IQ.

В 1920-х гг. Термен приступил к изучению вундеркиндов, убежденный, что одаренным детям суждено в будущем возглавить страну. Для участия в научном эксперименте отобрали 1500 детей — все они по показателям IQ-тестов были признаны гениями.

Участников исследования, за которыми велось научное наблюдение в течение всей жизни, прозвали «термитами». Поначалу они демонстрировали невероятную успешность в традиционном смысле слова. Большинство окончили вуз на несколько лет раньше своих сверстников и получили престижные должности, требующие высокой квалификации, что означало, разумеется, и более высокую зарплату.

Но не у всех гениальных детей судьба сложилась удачно. Некоторые вообще не смогли работать. Другие всю жизнь страдали алкогольной или наркотической зависимостью. А 22 человека покончили жизнь самоубийством.

И ни одному не удалось достичь громкой славы или внести весомый вклад в развитие страны, что так уверенно предрекал Льюис Термен. Природный ум или талант, возможно, помогли им на ранних этапах жизни и карьеры, но не стали гарантией успеха. А два школьника, которых Термен забраковал для исследования — они не дотянули до нужных показателей по тестам, — получили Нобелевскую премию. Ни один «термит» не удостоился такой чести.

Современные ученые пришли к выводу, что железная хватка — более важный и надежный гарант реализации в жизни, нежели природный талант. В отличие от таланта ее можно осознанно лепить, и это под силу каждому, вне зависимости от доходов, уровня образования или связей.

Источник: 7ya.ru

Смотрите также

Не хочу ходить в школу. Зачем ее вообще придумали?

Школа не нравится многим детям. Но по-настоящему отказываются ходить в школу единицы, и обычно тому есть серьезные причины — неподходящий …

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

восемь − 1 =