Суббота , Ноябрь 17 2018
Главная / Образование / Школа / Как запоминать правила русского языка: новый учебник в помощь

Как запоминать правила русского языка: новый учебник в помощь

В ряду справочников и пособий по русскому языку появилось новое, веселое и толковое. «Неучебник по русскому языку» обещает выйти в нескольких частях (пока готовы учебники по орфографии, охватывающие программу 5-6-го классов) и помочь тем, кого школьное преподавание только запутывает. Хорошим подспорьем «Неучебник» будет и при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ. Каждая глава состоит из короткого смешного рассказа, объяснения и упражнений. Предлагаем пример изложения сложной темы — чередование гласных в корне.

Репетиция

— Коля, сыграешь, не забудь поклониться, — сказала учительница по фортепьяно.

— Я не привык кланяться, — гордо сказал Коля. Он прочитал эти слова в книге «Последний из могикан».

— Но ведь это… — растерялась учительница. — Это кон…

— Концерт окончен! — перебил Коля.

Хлопнул крышкой рояля и бесшумно, как последний из могикан, ушёл со сцены.

Чередование гласных в корне

Большинство изучающих русский язык в школе привыкли к морфемному принципу русской орфографии, который предполагает единообразное написание всех значащих частей слова — морфем (приставок, корней, суффиксов и окончаний), несмотря на различие в их произношении. Однако в рассказе Артура Гиваргизова «Репетиция» есть два однокоренных слова, написание которых нарушает морфемный принцип: в одном слове в корне пишется буква а, в другом в том же корне — буква о. Получается, что один и тот же корень записывается по-разному.

Это глаголы кланяться и поклониться. В клaняться ударение падает на корень, и мы пишем а. В поклони΄ться корень безударный, но мы легко вспомним слова поклoн и поклoнник, где под ударением слышится [о]. Это называется чередованием гласных в корне.

Корней с чередованием гласных в русском языке не так много. Их можно разделить на четыре группы — в зависимости от того, что влияет на выбор гласной буквы, обозначающей безударный звук:

  • гласная буква постоянна (её нужно запомнить);
  • согласные, следующие за гласной;
  • наличие суффикса а, следующего непосредственно за корнем;
  • значение.

Упражнение. Перед вами группы однокоренных слов, содержащих корни с чередованием. Однако в каждой группе есть лишнее слово — не однокоренное с остальными. Назовите эти лишние слова.

  • Загореться, загар, возгорание, гора, прогореть, пригарь.
  • Зарево, зорька, зарница, озорничать, зоренька, заря.
  • Вскочит, вскачь, раскачка, заскочить, подскок, соскакивать.
  • Сесть, приседания, непоседа, засиживался, седовласый, насиделся.
  • Собираться, выберусь, заберётся, отбирать, проберусь, пробирка.
  • Когда безударную гласную нужно запомнить

    В эту группу входят четыре корня:

    гор // гар
    клон // клан
    плов // плав
    зор // зар

    В этих корнях встречаются и буква о, и буква а. Под ударением, естественно, мы пишем так, как слышим: загaр, поклoн, клaняться, плaвать, зaрево, зoрька. В безударном же положении действуют особые правила. Вот они.

  • В двух из названных корней в безударном положении пишется буква о. Это корни гор, клон: горeть, клони΄ться.
  • В двух из названных корней в безударном положении пишется буква а. Это корни плав, зар: плавни΄к, зарни΄ца.
  • Для последнего правила есть исключения:

  • при΄гарь (слово из разговорной речи, означает «привкус дыма, гари в пригоревшей пище»);
  • пловeц, пловчи΄ха.
  • О корне плав // плов надо сказать отдельно. Для него есть ещё и такие варианты — плыв // плы: плыть, заплыть, заплывать. В их написании обычно никто не ошибается, поскольку даже в безударной позиции они произносятся иначе. Нужно запомнить только два интересных слова — плаву΄н (водяной опоссум) и плыву΄н (насыщенный водой грунт).

    В школьном курсе русского языка обычно в этой группе рассматривают ещё корень твор // твар. Исторически это, действительно, один корень, имевший два варианта. Однако со временем варианты очень сильно разошлись по значению и стали самостоятельными корнями.

    Первый вариант связан с идеей творчества и творения и пишется с буквой о не только в ударной, но и в безударной позиции: творить, твoрческий, творeц, творeние, болезнетвoрный.

    Второй вариант встречается в нескольких словах, изначально связанных с идеей творения, но по существу потерявших или теряющих эту связь. Он также может встречаться и в ударной, и в безударной позиции: тварь, тварюга, утварь.

    Устаревающее слово утварь означает «совокупность предметов, необходимых в обиходе», то есть посуда, хозяйственные принадлежности, мебель и т.п. Сегодня в нём уже нельзя выделить корень твар, правильнее говорить о корне утварь: приставка у уже слилась с корнем.

    Слово тварь сохраняет определённую связь с идеей творения в таких сочетаниях и выражениях, как божья тварь или всякой твари по паре. Однако эта связь едва ли чувствуется в распространённом бранном употреблении по отношению к животным или людям (в значении «подлый, мерзкий человек»): Этот осёл — такая упрямая тварь. В общем, и само слово тварь, и однокоренное слово тварюга пишутся с буквой а.

    Упражнение 1. Какое утверждение в каждой паре является верным?

    А

  • В слове з_ря пропущена гласная о, так как проверочное слово зори.
  • В слове з_ря нужно написать букву а, потому что это корень с чередованием и в безударной позиции в нём всегда пишется а.
  • Б

  • Слово скл_ниться пишем с буквой о: без ударения всегда клон.
  • Слово скл_ниться пишем с буквой а: без ударения всегда клан.__
  • В

  • Слово приг_реть пишем с буквой о: без ударения всегда гор.
  • Слово приг_реть пишем с буквой а: проверочное слово гарь.
  • Г

  • В словах разг_реться и г_рдиться корень с чередующейся гласной гор.
  • В словах разг_рался и г_рдимся корни разные, но писать в обоих словах нужно о.
  • Д

  • В корне слова пл_вец пишется а, так как безударный гласный в этом корне всегда обозначается буквой а.
  • В корне слова пл_вец пишется о. Безударный гласный в этом корне обозначается буквой а, но слово пл_вец — исключение.
  • Упражнение 2. Вставьте пропущенные буквы.

  • Заг_рать на солнышке, удочка с попл_вком, накл_нилась к земле, яркие з_рницы.
  • Встать на з_ре, покл_нился королеве, приг_ревшая каша, российские пл_вчихи.
  • Откл_нюсь от маршрута, не спал от з_ри до з_ри, спл_влять лес по реке, г_релые спички.
  • Пл_вучий остров, оз_рился лучами солнца, скл_ниться над рекой, сг_рел в пожаре.
  • Каша с приг_рью, птица з_рянка, прикл_нять к земле, запл_вать за буйки.

  • Упражнение 3. В корнях слов пропущены проверяемые и непроверяемые, а также чередующиеся гласные. Вставьте их. Слова с чередованием гласных подчеркните. Если нужно, обращайтесь к орфографическому словарю.

  • Зайти в г_раж, двигатель внутреннего сг_рания.
  • Скл_нился над рекой, кл_нировать мамонта.
  • Держаться на пл_ву, ул_вить настроение.
  • Г_рящий лес, какой-то буг_рок.
  • Вз_рвался аплодисментами, пришло оз_рение.
  • Благотв_рительная акция, отв_рите ворота.
  • Крупный бакл_жан, покл_нение солнцу.
  • Встретил з_рю, раз_рённая земля.
  • Бутерброд с марг_рином, предотвратить возг_рание.
  • Упражнение 4. Перепишите предложения из повестей Астрид Линдгрен про девочку Пеппи. Подчеркните слова с чередованием гласных в корнях, написание которых в безударной позиции нужно запомнить. Если нужно, обращайтесь к орфографическому словарю.

    1. Одно за другим гасли окна во всех окрестных д_мах, но в домике Пеппи _гонь всё г_рел. 2. Пеппи скл_нила гол_ву и кинула к_сой взгляд на Томми, Аннику и на их т_релки с кашей. 3. По всем улицам б_жали дети, и Пеппи едва посп_вала разд_вать г_рстями к_нфеты. 4. На террасе г_рела большая св_ча, и свет её кр_сиво оз_рял заснеженные кусты. 5. В какой ряд мне ст_новиться, если у нас в с_мье нет четырнадцати д_тей, из которых тринадцать — оз_рные мальчишки, а ш_коладную сиг_рету так здорово прикусить уголком рта, чтобы вкус ш_колада смешался со вкусом м_линового м_рмелада! 6. Оттуда высунулся огромный пл_вник, который быстро двигался по напр_влению к Томми. 7. Они притв_рились, будто приплыли на остров вовсе не для того, чтобы завл_деть жемчугом, а только ради неб_льшой приятной экскурсии.

    Источник: 7ya.ru

    Смотрите также

    Три причины неудачного семейного обучения: дело не в деньгах

    Домашнее обучение — серьезная нагрузка для семьи, и за позитивными рассказами об обучении ребенка на дому часто стоят или недюжинные …

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    16 − один =